Homo Argenteus: Социология

Анархизм

Анархизм

Анархизм

Вы, наверняка, удивитесь, почему, наряду с цигун, гипнозом и буддизмом, автор вставил сюда главу об анархизме. Но удивляться здесь нечему. На все эти сущности все государства нашего мира и во все времена своего существования «навешивали бирки» с резко отрицательным эмоциональным зарядом, а заодно и «лапшу на уши» всем своим гражданам. Анархизму в этом плане досталось больше всего, вспомним, например, Советские фильмы: «Я Лева Задов, со мной шутить не надо!» Именно поэтому подавляющее большинство современных жителей «нашей грешной земли» либо не верят в саму возможность построения анархического общества, либо и вовсе отрицают существование анархической теории. А, стало быть, не изучали ее и не изучают — ни в школе, ни в высших учебных заведениях, ни дома факультативным образом. А зря! То, что хорошо для государства, совсем не обязательно хорошо для его граждан, и наоборот. Вот как раз этот тезис и лежит в основе анархизма. По мнению автора, анархия (свободное негосударственное сообщество людей, основанное на равенстве их прав) является самым лучшим общественным устройством, до которого к настоящему времени смогли додуматься люди. В отличие от любого государственного строя анархия регулируется свободным договором, а не насильственным принуждением. Анархия дословно означает «безвластие», отсутствие власти.

В отличие от анархии все современные государства нашего мира опираются на власть — способность и возможность какого-то субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение других субъектов в своих собственных интересах или в интересах каких-то других лиц. Власть всегда базируется на силе, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. С другой стороны, существование какой-либо общности людей без наличия в нем общих правил, а стало быть, и власти, которая следит за исполнением этих правил, по мнению автора, невозможно в принципе. Осуществление власти представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем определить поведение подвластного, должен быть осознан последним. По этой причине не могут быть субъектами власти животные и люди с деформацией сознания и воли. Главное отличие анархизма от всех других общественных систем лежит в отказе от власти как инструмента организации общества. Главной задачей власти в анархическом обществе является поддержание прав и обязанностей всех его членов (другими словами, осуществление функций третейского суда), в том числе, и за счет принуждения ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ этого общества, и слежение за количеством таких составляющих. Как только их количество перевалит за половину, власть обязана провести всенародный референдум по изменению действующих законов, определяющих права и обязанности членов общества. Если она этого не сделает, ее переизберут, и все равно заставят новую власть изменить неугодные большинству законы.

В сфере экономики различные течения анархизма предлагают разные модели распределения имущественных благ. Коммунистический анархизм предлагает следовать принципу: «от каждого — по способностям, каждому по потребностям», то есть в таком обществе исключена роль денег, поскольку они представляются инструментом эксплуатации и основной причиной падения морального уровня. Рыночный анархизм (анархизм свободного рынка) основывается на представлениях о неприкосновенности трудовой собственности и возможности свободного договора между людьми при отсутствии государственного принуждения. В интеллектуальной сфере анархия предоставляет наибольшую свободу для развития человеческой личности, поскольку не накладывает ограничений на доступ к знаниям и достижениям человечества. Такой подход дает стимул к развитию науки, причём ее развитие не угрожает существованию человечества, так как, в конце концов, будут устранены и государственные армии. Наука не будет зависеть от контроля государства, которое сейчас накладывает серьёзные ограничения для использования ее ресурсом обществом или заинтересованными коммерческими компаниями. Освобожденная от государственного вмешательства экономика сможет регулировать развитие науки именно в интересах трудящихся, которые будут являться первоочередными заинтересованными потребителями производных научных открытий.

Среди анархистов широко распространено мнение, и автор с ним согласен, что элементы анархии существуют уже сейчас, в тех областях человеческой жизни, которые не захвачены государством и не подчинены насильно его интересам. Таким образом, договорившись с соседями по очереди вкручивать лампочку на лестничной клетке в подъезде, человек уже практикует анархические отношения. Оказывается, что большинство наших повседневных занятий являются непосредственной анархической практикой. Анархию не нужно строить, поскольку она не является утопией, ее необходимо расширять, вытесняя шаг за шагом чиновно-полицейскую машину из жизни общества и нейтрализуя ее влияние на жизнь людей. По Кропоткину, «анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства. Освобождение от ига Капитала есть основная цель социализма, а потому уже из этого определения следует, что анархизм есть одно из социалистических учений».

Анархизм начал развиваться (еще в позапрошлом веке) среди социалистического рабочего движения в швейцарских, испанских и итальянских федерациях Международного Союза Рабочих. Развивая свои мысли, анархисты пришли к заключению, что им следует отнестись отрицательно не только к мысли о государственном капитализме, но и к тому, что социалисты должны сперва завоевать власть, а уже потом преобразовать буржуазные права собственности в социалистические. Напротив, «освобождение от ига Капитала возможно только при одновременном освобождении от ига Государства». Освободительное движение только тогда будет достигать своей цели, когда оно будет ослаблять государственную власть — «как в смысле представления наиболее широкой свободы и самодеятельности местной жизни, так и в смысле ограничения атрибутов государства, т. е. обязанностей, которые оно принимает на себя».

«Так, поясняя нашу мысль действительным примером, некоторые социалисты видят шаг вперед на пути к социализму в том, что государство овладевает железными дорогами или банками и поэтому вносят требование государственной монополии на железные дороги и банки в свою программу. Анархисты же видят в этом шаг к вредному усилению власти Государства. Даже в социалистическом обществе, говорим мы, сосредоточение такой важной отрасли народного хозяйства в руках государства, было бы опасностью для свободы всех». Жизнь показала нам абсолютную правоту этих слов Кропоткина! «Анархисты предпочитают, чтобы железные дороги, будучи отняты у теперешних капиталистов, перешли в пользование групп самих железнодорожных рабочих (подобно тому, как земля, находится в пользовании у сельских общин) и чтобы отношения таких рабочих групп ко всем другим группам вырабатывались непосредственно, без вмешательства Государственной власти, путем взаимного договора. Анархисты-рабочие убеждены, что подобные отношения, которые выработались бы в революционный период из непосредственных договорных сношений между группами рабочих и общинами, были бы, во всяком случае, предпочтительнее тому, что могло бы выработать Государство, или какой бы то ни было национальный парламент». И эти слова Кропоткина не вызывают сомнений.

«В области отношений между различными частями одной страны и разными нациями, анархисты признают, что всякая отдельная народность в теперешних государствах должна была бы иметь полное право устроить свою внутреннюю жизнь, хозяйственную и политическую, как она сама найдёт это нужным. Они думают также, что такими же обширными правами автономии и свободы должны пользоваться каждый город и каждая сельская община. Единение же между всеми городами, общинами и областями данной страны должно обусловливаться не общей одинаковой подчинённостью их центральному правительству, а добровольным объединением путем договора. Анархисты убеждены, что если объединение на договорном начале и будет местами причиной местных и временных раздоров, то никогда эти раздоры не дадут тех потоков крови, которые уже были пролиты, и еще будут проливаться ради поддержания государственного сосредоточения власти и насильственного объединения различных областей под одною центральной властью». Как мы теперь знаем, крови человеческой со времен Кропоткина было действительно пролито предостаточно, и впереди, по глубокому убеждению автора, человечество ждет опять, то же самое, как это ни печально. Единственно, что может объединить свободных людей в одно целое (Народ), это Общий Свободный Договор, который можно назвать Новой Конституцией. Именно Общий договор — конституция, а не как сейчас в России — сколько республик, столько и конституций.

«В противоположность социал-демократическим партиям, которые стремятся к созданию государства, в котором вся власть была бы централизована в руках правительства, и где все главные отрасли производства находились бы в ведении этой всесильной центральной власти, — анархисты стремятся к такому строю, где все главные отрасли производства находились бы в руках самих рабочих, объединенных в вольные производственные союзы, и в руках самих общин, организующих в своей среде пользование общественными богатствами так, как они сами найдут это нужным. Необходимость взаимных уступок гораздо лучше поможет выработать установление правильных взаимных отношений, чем какая бы то ни была государственная власть. При этом анархисты убеждены, что ни социалистам государственникам, ни даже анархистам, не удастся установить желаемый ими социалистический или коммунистический строй в один приём, одною революцией. Анархисты убеждены, что для перехода от капитализма к коммунизму потребуется не один переворот, а несколько. А потому они считают, что обязанность человека, понимающего задачи современного человечества, уже теперь состоят в том, чтобы отнюдь не давать свои силы на поддержку и усиление ига как капитала, так и государства, а напротив того, всеми силами содействовать ослаблению того и другого». Учитывая, что все предыдущие слова Кропоткина воплотились в жизнь, автор верит и в эти его слова, как это ни печально (автор не любит революций).

«Подобно тому, как ни одному искреннему социалисту не придет в голову, что лучшее средство для освобождения человечества от ига капитала — это стать эксплуататором человеческого труда, а потом обратиться в благотворителя вроде Карнеги или Нобеля, — так точно для всякого искреннего социалиста должно бы быть ясным, что его обязанность — не вступать в ту государственную машину, которая была выработана в интересах капиталистов и феодалов, а вместе с народом стремиться к выработке тех новых форм политического объединения, которые в социалистическом обществе смогут заменить ныне существующие политические формы, выработанные с целью помешать освобождению трудящихся классов. Нам, по крайней мере, совершенно ясно, что всякое усиление государственной власти в современном буржуазном обществе становится лишь новой помехой на пути освобождения человечества из-под ига Капитала. Вступление рабочих в государственное управление только даст прилив новых сил этой отживающей форме эксплуатации». Трудно поспорить и с этими словами. С другой стороны автор прекрасно понимает, что полное безвластие невозможно в принципе, по определению. Общество без власти существовать не может. Другое дело, что власть эта должна подчиняться Народу, как и Народ власти. Нынешняя же демократия (народовластие) четко показывает, что это не осуществимо без отделения избирательной системы от власти, на словах одно (чиновники — слуги народа), на деле — совсем другое (мы с Вами — рабы правителей и чиновников).

Попробуем свести вместе все сказанное. «Конечная цель анархистов состоит в том, чтобы выработать такой общественный строй, в котором нет никакой верховной государственной власти, а страна представляет собою вольные союзы вольных общин и вольных производственных групп или артелей, возникающие на основах взаимного договора, и разрешающие возможные споры между собою не путем насилия и оружия, а путем третейского суда». Причем, достигнуть социалистического или коммунистического строя невозможно сразу, без нескольких последовательных переворотов, которые анархисты должны подготовить сначала в умах, а потом и в жизни на деле. Анархисты отказываются от всякого участия в государственной власти, точно так же, как они отказываются и от участия в капиталистической эксплуатации, от участия в войне за интересы буржуазии, и от участия в использовании религиозных верований. Они стремятся вызвать самодеятельность всего народа — сельского и городского, а также каждой отдельной группы и личности для выработки новой формы вольного договора между производительными союзами и потребительными обществами, т. е. тех новых форм политической жизни, которых потребует новый строй жизни хозяйственной. Слово «Анархия» во все времена употреблялось «защитниками порядка» для обозначения такого состояния общества, когда народ свергал иго властей и начинал, выражаясь их языком, «потрясать священные основы власти и собственности». На языке правителей и имущих такое состояние было состоянием хаоса, неурядицы, беспорядка, но история говорит нам другое — в такие революционные периоды «ломались прогнившие основы старого общества и закладывались основы нового порядка, нового строя, в котором освобожденным рабам жилось впоследствии несколько лучше, чем прежде». И здесь Кропоткин оказался прав, жить стало действительно лучше, но лишь «несколько», и не всем, а только «освобожденным рабам». Все остальные «не освобожденные» как были рабами, так ими и остались, поменялись лишь хозяева. А получилось так только по одной причине — из-за того, что для управления использовалась государственная власть, а не народная. Повторюсь еще раз, существование анархического общества возможно только тогда, когда Власть подчинена Народу, а Народ — Власти. Политические партии для этого совсем не нужны.

Другим известным теоретиком анархизма (и практиком революций) являлся Михаил Бакунин. Анархистская доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), и «Государственность и анархия» (1873). Он отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта. История, по Бакунину представляет собой эволюционный процесс, переход человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество должно представлять собой строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей.

Усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Бакунин высказывался против всякой государственности; выступал против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов. Бакунин возлагал главные надежды на крестьянство, на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Бакунин был убежден, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества. Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг последователей. Правда, автор себя к таким последователям не относит. По мнению автора, бунт «после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе» — это уже утопия, не говоря уж о том, эти идеалы будут воплощать в жизнь люмпен-пролетарии, а это вообще идиотизм. Бакунин не был теоретиком анархизма, скорее — практиком революционером, и в этом была его главная беда.

В 1868 году в Женеве Бакунин основал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии» и добивался ее принятия в Интернационал как самостоятельной международной организации. Получив отказ, Бакунин объявил о роспуске Альянса, на самом деле сохранив его тайно. Эта организация должна была играть роль анархистского авангарда внутри Интернационала. В результате вспыхнул конфликт между Марксом и Бакуниным. Его причины коренились как в личной антипатии, так и в теоретических расхождениях. В 1868-1870 годах активизировались связи Бакунина с русским революционным движением. Под его редакцией в 1868 году в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». Его книга «Государственность и анархия» (1873) оказала идейное влияние на народническое революционное движение. Бакунин называл русского крестьянина прирожденным социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал всем окружающим его людям веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Бакунин подчеркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал их полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами… живой бунтовской связи между разъединенными общинами». Взгляды Бакунина оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли», «Народной воли», но были ошибочны в главном — нельзя построить что-то хорошее предельно нехорошими методами. Общество, построенное революционным путем — нежизнеспособно, этому учит нас вся история человечества. Более того, любая революция «пожирает своих лидеров», но, несмотря на это, лидеры революций продолжают рождаться. Рождаются и пожираются, рождаются и пожираются — прямо мазохисты какие-то, честное слово. Вот как раз таким лидером и был Бакунин.

Говоря об анархизме, нельзя не вспомнить Прудона. Знаменитый афоризм Прудона: «Собственность есть кража» не является абсолютно новым и оригинальным. Так думали очень многие, как до Прудона, так и после него. Правда, справедливости ради следует отметить, что сам Прудон сопроводил свой афоризм рядом оговорок. По Прудону, кражей является лишь крупная собственность, собственность же в умеренном — «разумном» размере не только полезна и оправданна, но и необходима. По мнению автора, это абсолютно верная мысль. Истребление крупной частной собственности предпринимается Прудоном с целью установления всеобщей справедливости, которая, в свою очередь, достижима только на основе всеобщего равенства. «Равенство, братство, свобода» — именно в такой последовательности употребляет эти термины Прудон, а не «свобода, равенство, братство», как гласит знаменитый лозунг Французской революции.

К слову сказать, Российский триколор сильно напоминает анархический триколор Прудона. Смотрите сами. Французский триколор состоит из трех цветов (слева — направо): синий (свобода), белый (равенство), красный (братство). Анархический триколор Прудона (сверху — вниз): белый (равенство), красный (братство), синий (свобода). И наш Российский триколор (сверху — вниз): белый (равенство), синий (свобода) и красный (братство). Согласись, читатель, довольно символично выглядит выбор Российского государственного флага нашими доморощенными демократами и либералами. Из множества вариантов они выбрали флаг максимально приближенный к анархическому триколору Прудона (достаточно поменять местами синий и красный цвета), даже не подозревая об этом. Ну а, разнообразные черные полотнища, с которыми любит «побузить» анархически настроенная молодежь, не имеют к анархизму никакого отношения. Кстати, флаги, как и названия кораблей, играют достаточно серьезную роль в жизни человека, недаром моряки говорят: «Как назовешь корабль, так он и поплывет». Посмотрите, например, на красный «серпасто-молоткастый» флаг СССР — сплошное братство «рабочих и крестьян», никакой тебе свободы, и никакого равенства. Именно так и жили люди в СССР, это автор знает по себе. Однако продолжим дальше.

Свобода понималась Прудоном как отсутствие государственности, и могла возникнуть в результате ликвидации имущественного неравенства (источника и причины всех остальных видов неравенства). Достигнуть же этот идеал можно лишь путем разрушения государства и превращения его в экономическую структуру, обеспечивающую всем членам общества равное право на труд и равную долю общественного продукта. По мнению Прудона, современное государство сознательно поддерживает, оберегает и культивирует неравенство, то есть, проще говоря, защищает «воров или наследников воров» от тех, кого они обворовали. «Долой такое государство! А поскольку всякое государство именно таково, то долой и государство вообще!» В советское время Прудона практически не издавали. Лишь в 1919 г., видимо стараниями русских анархистов, была издана его книга «Что такое собственность?», причем, второй и последний раз. Поэтому все, что знает современный русский читатель о Прудоне, ограничено исключительно «Нищетой философии» К. Маркса. Пытаясь осмыслить свое далекое и недавнее прошлое, мы вынуждены обращаться к сочинениям мыслителей того времени. Прудон был наследником идей Великой французской революции во всем их величии и со всеми их заблуждениями. Идеи Прудона, конечно, во многом устарели, но не устарели и не могут устареть идеалы, его вдохновлявшие. Стремясь к их воплощению, человечество к настоящему времени совершило массу ошибок, а иногда и преступлений. Чтобы избежать первых и не соблазниться вторыми, нужно знать историю развития анархизма. А вот с этим в современном мире дела обстоят совсем неважно — об анархизме сегодня вообще никто не вспоминает.

Не знаю как Вы, уважаемый читатель, а автор, прочитав классиков анархизма, был буквально поражен мудростью и даже современностью их взглядов. Анархисты, как прошлых лет, так и современности, рассматривают власть предержащих и «много имущих» людей, как ВОРОВ. Так же считает и автор, правда, добавляет в это определение еще пару слов — «ВОРОВ В ЗАКОНЕ». Конечно, «из любого правила есть исключения, но они лишь подтверждают само правило». Воров люди никогда не любили, да и сейчас не любят, но, как мы выяснили выше, все «воры в законе» (за исключением лишь совсем криминальных) находятся под охраной государственной власти. Вот и получается, чтобы избавиться от воров, надо сначала избавиться от государственной власти. Это основное положение анархизма, и автор целиком и полностью разделяет его. Правда, классики анархизма не объясняют нам, как отличить «много имущего» человека от человека, имеющего богатств в меру. Давайте попробуем самостоятельно разобраться с этим вопросом.

Прежде всего, нам необходимо понять, для чего человеку вообще нужны деньги и богатства. Проще и правильнее всего ответить на этот вопрос так — для обеспечения своей жизни и жизни близких людей на достаточно высоком уровне. Ну а все люди разные, потому и «достаточно высокий уровень» у каждого свой. Зависит этот уровень, прежде всего, от самого человека, от места его проживания и от окружающих его людей. Одно дело, человек — «трудоголик», другое — лентяй. Одно дело, человек живет где-то в Африке, и совсем другое — в Европе или Америке. Одно дело, он общается с селянами, другое — с олигархами. Как бы то ни было, обеспечение достаточно высокого уровня своей жизни — есть неотъемлемое право каждого человека и даже его обязанность. Таким образом, любой достаток человека, обеспечивающий этот самый уровень, не является чрезмерным. Все, что выше такого достатка — уже излишки, и для жизни человека необязательны. Люди, которые обладают такими излишками, как раз и являются «много имущими», как, например, скупой рыцарь у Пушкина или современные миллиардеры, влияющие своими деньгами на развитие всего нашего мира, причем, не далеко в лучшую сторону. Вот как раз их и следует выводить «на чистую воду» в первую очередь.

Воров же в свободном анархическом обществе не может быть по определению. Во-первых, никто, никому и никогда не разрешит воровать, а во-вторых, даже самые отпетые воры не станут делать это из-за неотвратимости наказания, защищать-то их некому. Вы скажите, что в анархизме остаются неразрешенными очень многие вопросы, например, как быть с судами, полицией, армией и т.д. и т.п. Но такие вопросы стоят и перед лицом современных государств, вспомните наши Российские суды, ментов и дедовщину в армии. На все возникающие вопросы лучше всего отвечать «по мере их поступления», как это делалось раньше, делается сегодня и, автор надеется, будет делаться в будущем. С другой стороны, никто не мешает Вам, уважаемый читатель, подумать об этом прямо сейчас. Если Вы надумаете чего, пишите на этот сайт, автор обязательно опубликует все Ваши мысли. Другое дело, примут ли их остальные читатели, но в любом случае, это будет интересно. Любая мысль, пришедшая человеку в голову, требует к себе внимания.

Ну а ниже автор представляет свои собственные мысли по поводу построения анархического общества. Существо анархических идей не сводилось и не сводится к простому отрицанию социальной роли и значения государства и права. Их содержание, сюжетная линия и политико-правовые положения гораздо сложнее и многообразнее. Определенный массив этих теорий и доктрин был направлен па совершенствование государственно-правового устройства, часть ориентирована на формирование проектов альтернативных форм правовой организации. Другие теории акцентировали внимание на индивидуальной свободе, формах и способах ее защиты. Значительный ряд теорий предполагал и предполагает радикальные и революционные подходы, причем, большинство из этих теорий утверждают о невозможности построения анархического общества в отдельно взятой стране. Ну а, по мнению автора, сделать это можно, и начинать надо с России и, прежде всего, с ее экономики, причем, прямо сегодня. Вы спросите почему? Ответ предельно прост. Если начинать с революции, то весь остальной «огосударствленный мир» обязательно похоронит всех нас, и довольно быстро! Ну а если не делать ничего, с нами, то же самое проделает крах Мировой экономики, который уже сегодня просматривается «невооруженным взглядом» в обозримом будущем.

Прежде всего, в России необходимо объединить все существующие ветви власти, слишком много стало руководителей. Сегодня у нас в стране все и вся получается «через жопу», как в анекдоте: «А почему Вован говорит одно, а ты Митяй делаешь другое? А потому, что Вован говорит для лохов, а Я делаю для конкретных пацанов». Ну а, про свое отношение (крайне негативное) к премьеру Д.А. Медведеву (Митяю) и думцам обеих палат автор здесь уже писал, и не раз. Так же негативно автор (и не он один) относится к судебной власти. К слову сказать, это понимает и наш президент В.В. Путин (Вован), совсем недавно он внес на утверждение закон об объединении высших судов России в один Верховный суд. А то сегодня у нас получается так: один высший суд решил одно, а другой — другое. В общем, полный бардак, а не страна! Автор уже не раз здесь говорил, что парламентская демократия является самой худшей (из всех возможных) формой управления любой страной. И получается так по причине избытка властных структур и неразберихе при их контакте друг с другом. Посмотрите на Украину — вот Вам наглядный пример всех возможных недостатков парламентской республики, конца разнообразных революций там не предвидится. Монархия или президентская республика с этой точки зрения являются более предпочтительными. Раз уж без власти нам все равно не обойтись (даже в анархическом обществе), то пусть она будет единой — с самого верха до самого низа.

Затем, необходимо провести денежную реформу. Во-первых, уменьшить номинал денежных купюр раз в сто, иначе обращаться с ними неудобно, да и реформа дешевле обойдется. Во-вторых, обеспечить каждую купюру (например, достоинством в 100, 50, 10 и 5 рублей) золотом, причем не где-то там — на бумаге, а прямо на банкноте. Сегодня тысячная купюра уже содержит металлизированную вставку, ничто не мешает сделать ее из золота. Монеты большого достоинства (например, рубль, полтинник, двугривенный и гривенник) должны содержать в своем составе серебро, ну а мелочь (пятак, две копейки и копейка) — медь. Причем, и те, и другие должны весить кратно своему номиналу, чтобы считать их можно было простым взвешиванием (как в Советские времена). Подобная реформа на руку не только народу, но и нашим правителям, и нашим имущим, так что возражать против ее проведения никто из них не будет, наоборот помогут. Проводя данную реформу, следует помнить об ее главном назначении. Данная денежная реформа предназначена, прежде всего, для обеспечения появления в мире новой резервной валюты — Российского рубля. Так что, печатать рубли и распылять их по всему миру придется достаточно долго, тут за один год не справиться. Не следует забывать и о том, что появление новой резервной валюты обязательно вызовет МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС. Надо быть готовым и к нему. Так или иначе, но кризис этот случится в мире уже в самое ближайшее время, так что готовится к его наступлению, следует прямо сейчас.

Следующим шагом является проведение внутренней банковской реформы. Необходимо обязать (под страхом жесткого уголовного наказания) все банки России убрать из своей практики (за исключением ЦБ, который и дальше должен работать по Мировым банковским правилам) банковское ростовщичество и денежные махинации с ценными бумагами. Банк обязан получать свою прибыль не за счет накручивания процентов на выданные кредиты, не за счет покупки и продажи разнообразных ценных бумаг, а за проведение банковских операций (чем больше проведенных операций, и чем они крупнее, тем больше прибыль). Минимальные и максимальные ставки на все банковские операции диктуются опять-таки ЦБ России. Любой банк России обязан платить проценты всем своим вкладчикам и за любое время хранения денег в банке, а не как сейчас — год не прошел, нет и процентов. Вы положили свои деньги в банк, он их использовал и получил прибыль, стало быть, Вы имеете полное право на часть этой прибыли. Сделать это будет уже труднее, так как обязательно появятся противники проведения такой реформы — прежде всего, сами банковские воротила. Но все равно можно, власть предержащие и имущие граждане России не будут против этого, им такая реформа только на руку. К слову сказать, уже сегодня ЦБ России начал зачистку всей банковской структуры страны, послушайте новости, и Вы поймете, что это действительно так. После проведения этих реформ и «устаканивания» страны, можно спокойно подумать о дальнейших шагах построения свободного анархического общества. Правда, времени на «устаканивание» у нас не так и много — лет пять — десять, не больше.

Похоронить после реформенную Россию не сможет уже никто и никогда. Наоборот, многие государства мира начнут прилагать свои силы на приобретение Российской валюты, как это было с золотыми червонцами во времена НЭПа. А ведь тогда большинство мировых валют были обеспечены золотом, а не как сейчас — простые бумажки. А некоторые государства (например, Китай) последуют следом за Россией и введут в обращение свою национальную валюту, обеспеченную золотом (Китаю сделать это под силу). В результате произойдет смена мировых резервных валют, ну а кто управляет резервной валютой, тот управляет миром. Как видите, в таких перспективах заинтересованы все россияне, независимо от их имущественного и правового положения. Так что, претворить в жизнь подобные реформы у нас в стране вполне возможно. Главное, не кричать на каждом углу о скорой победе анархической революции, к слову сказать, она и вовсе может не понадобиться. Вполне возможно построение свободного анархического общества и эволюционным путем, после проведения соответствующих экономических, социальных, судебных и всех прочих необходимых реформ (их разработка — дело будущего). По мнению автора, именно этот путь и есть наиболее предпочтительный. Автор категорически против революций — слишком много крови и абсолютно непредсказуемый результат, этому учит нас вся история человечества. Если вспомнить классиков анархизма, по их мнению, таких революций нам придется пережить сразу несколько. Так не лучше ли, заменить все эти революции последовательными этапами проведения соответствующих реформ. Да, многие имущие люди будут против проведения таких реформ, но согласитесь, сломить это сопротивление будет значительно легче (а, главное, бескровно), если проделывать все постепенно (эволюционным путем), а не революционным — «под корень» и всех разом.

Автор предлагает продолжить разговор, исходя именно из этого тезиса. Главным при проведении эволюционных преобразований является максимально широкая поддержка реформ всеми слоями населения. Мы обязаны исключить активное сопротивление их проведению со стороны власть предержащих, имущих и любых других групп людей. А для этого требуется только одно — никаких резких движений. Итак, поговорим о возможности проведения реформ и их сущности. Реформы следует проводить постепенно и осторожно, стараясь не наступать на ноги окружающим. Прежде всего, требуется принять всенародным голосованием новую конституцию, во главе которой должен стоять свободный договор граждан друг с другом и с властными структурами. По мнению автора, слово «Анархия» при этом лучше не поминать, иначе многие просто не поймут такое общественное устройство и начнут подсознательно оказывать сопротивление, а нам это не нужно. Основным документом, регламентирующим права и обязанности граждан на федеральном уровне, является Конституция страны. Основным документом, регламентирующим права и обязанности граждан на местном уровне, является свободный договор между гражданами, их сообществами и муниципальными властями. Муниципальные власти, в свою очередь, подчиняются вышестоящим властям, и отвечают перед ними за свою работу. Кроме того, и это главное, властные структуры на всех уровнях отвечают за свою работу перед подвластным ему населением.

Основой для всех ветвей власти на любом уровне являются выборы. Главы всех властных структур должны выбираться прямым голосованием, и раз в год отчитываться перед народом о проделанной за этот год работе и перспективах на будущее (как это делает президент Путин уже сегодня). Выборы по партийным спискам следует запретить (а сами партии можно и оставить). Выбирать глав следует на определенный срок, указанный в Конституции, при этом максимальное время осуществления властных полномочий не должно превышать два срока подряд и три — суммарно. Всех своих советников, помощников, министров и любых других технических сотрудников Глава властной структуры выбирает себе сам. Они отвечают за свою работу лично перед ним, а уже сам Глава перед народом. Бюджеты всех властных структур утверждаются вышестоящей властной структурой. Исполнение бюджетов контролируется так же, как и сегодня — счетной палатой. Существующие в настоящее время думы распускаются, вместо двух дум собирается одна, устроенная по типу нынешнего общественного совета при президенте, но выборная — гражданами всех регионов, входящих в страну. Этот совет утверждает все принимаемые президентом указы, и отвечает за эту работу перед народом. Общее руководство страной осуществляет Президент, он же является главнокомандующим Российской армии (как и сегодня).

Весь судейский корпус должен быть подсуден за неправильно вынесенный приговор (судья сам отсиживает неправедно вынесенный подсудимому срок). Все главные судьи выбираются подвластным ему населением, все уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей. Уголовный кодекс полностью пересматривается с целью наибольшей конкретизации наказания за то или иное преступление. Из уголовного кодекса исключаются наказания за самосуд и превышение самообороны! За воровство, терроризм и другие общественно-опасные деяния необходимо наказывать тюремным заключением с конфискацией имущества не только у подсудимого, но и у его близких родственников. За любое преднамеренное убийство человека — смертная казнь! Мораторий на исполнение смертной казни автор бы отменил уже сегодня. Руководители правоохранительных органов выбираются подвластным им населением (по типу шерифов в США) и отвечают за свою деятельность перед народом. Полицейские же отвечают только перед законом и своим руководителем. Но если полицейский совершит какое-либо преступление, его наказание удваивается. Хранить оружие дома и использовать его для защиты своего жилища вправе любой гражданин России. Но вот носить его (и похожих на него предметов) в общественных местах следует запретить! Любой полицейский вправе применить свое оружие на поражение и без предупреждения против любых лиц, пытающихся использовать оружие (и похожие на него предметы) в общественных местах.

Вы спросите, где же здесь анархизм — опять властные структуры, опять суды, опять полиция, не удивляйтесь — анархизм, во всей своей красе, прямо перед Вашими глазами. Сам же этот вопрос задали не Вы, уважаемый читатель, а «лапша, которая висит у Вас на ушах», и висит там с самого детства. Если Вы рассчитывали увидеть здесь освобожденную Землю, «по которой гуляют свободные кони и люди», то совершенно напрасно, это совсем не анархизм, это — крах человечества. Построение анархического общества без какой-либо власти, чистой воды, утопия. Как мы выяснили выше, любое человеческое сообщество построено на иерархической основе — в каждом сообществе есть свой лидер, есть свои ведомые. Если сообщество небольшое (каждый знает каждого), то оно может существовать и без власти, а вот если оно большое, без власти и принуждения уже не обойтись — в противном случае обязательно начнется война за лидерство. Так или иначе, но власть все равно организуется самостоятельно, и смею Вас заверить, далеко не самая лучшая и справедливая, как и существующая сегодня в России, так называемая, «демократическая» власть. Любые власть предержащие, хоть и называют себя «слугами народа», таковыми не являются. Чтобы они не делали, они делают это для себя. Если после их деяний народу стало жить лучше — хорошо, пусть и народ порадуется, если — хуже, ничего страшного, наш народ и не такое терпел. В нарисованной выше картине мы заставили их, стать «слугами народа» по-настоящему. Мы — свободные люди, власть предержащие — наши слуги. По мнению автора, именно это обстоятельство является главным и неотъемлемым признаком любого жизнеспособного анархического общества. Классики же анархизма в своих трудах почему-то о нем не писали. И произошло это, по мнению автора, только по одной причине — они не заглядывали в будущее так далеко, как это здесь сделали мы с Вами (что ни говори, а мы постарше их будем, лет на сто с гаком). Попробуем заглянуть еще дальше и поразмышляем о последовательности проведения реформ.

Итак, мы приняли Конституцию всенародным голосованием. Что делать дальше? Ну а дальше надо строить страну по намеченному плану (по Конституции). В переходный период продолжают действовать все ветви власти, которые существовали до этого. Мы лишь постепенно меняем их на новые. И начинать надо с судебной реформы! Ко всем остальным реформам можно приступить только после построения эффективного судопроизводства для всех сфер жизни граждан нашей страны (пока еще, не очень свободных людей). Следующим этапом является построение новых правоохранительных органов и новой пенитенциарной системы. Причем, последняя должна быть выстроена на принципе самоокупаемости (как в Сталинские времена), сами заключенные обеспечивают и себя, и своих «вертухаев» всем необходимым для достойной жизни «за решеткой». Чтобы это случилось, необходимо, в первую голову, отменить все налоги на товары, производимые заключенными. Содержание зданий и сооружений остается за государством, как и минимальный размер заработной платы для сотрудников охраны и администрации пенитенциарного учреждения, все остальное должны заработать своим трудом заключенные. Три четверти всего, что заработают заключенные, идет на их содержание, одна четверть — на премии администрации и сотрудников охраны. Таким образом, мы связали в одно целое всех, кто работает в учреждении (каждый зависит от каждого).

Одновременно проводится реформа правоохранительных органов. Руководители всех правоохранительных органов на местах (шерифы) избираются жителями отдельных местностей субъектов России и подчиняются Закону, Президенту России, вышестоящему шерифу и Народу. Шерифы сами набирают себе необходимый штат помощников, причем, на эту должность могут рассчитывать только профессионально подготовленные люди. Помощники шерифа подчиняются только Закону и своему руководителю, и никому более. Другими словами, каждый сотрудник правоохранительных органов, включая шерифа, обладает большими правами и обязанностями, чем любой другой гражданин России. Однако если такой сотрудник нарушит Закон и это будет доказано в суде, наказание за это нарушение для него удваивается. Народ вправе переизбрать шерифа в любое время, исключая время действия чрезвычайного и военного положения. Для помощи правоохранительным органам на местном уровне и контроля над их действиями (в том числе, на постах автоинспекции) используются добровольные дружины и казачество (но без оружия). Работодатель обязан предоставить каждому дружиннику один день в месяц на исполнение его функций и один дополнительный выходной.

Ну а теперь можно провести и самую сложную реформу, назовем ее «национализацией-приватизацией», без нее никак не обойтись. Что мы будем иметь после проведенных реформ в нашей экономике по факту, и что хотим получить в результате их проведения? На первый вопрос ответить просто, по факту мы будем иметь то же, что и сейчас, за одним очень важным исключением — мы ввели в оборот новые деньги, которые вдобавок стремимся сделать мировой резервной валютой. Это стремление диктует свои правила игры — надо как можно больше напечатать новых рублей и распылить их по всему миру, в том числе, и в первую очередь, в России. Теперь попробую ответить на второй вопрос. Основной целью построения рыночного анархического общества является глобальный передел существующей собственности — все богатства страны должны принадлежать Народу! Исходя из этого, мы и должны действовать дальше, причем, в соответствии с положениями всенародно принятой Конституцией. Одна из статей Конституции (смотри главу «Новая Конституция») запрещает в России оборот ценных бумаг. Акции представляют собой самые распространенные на сегодня ценные бумаги. Соответствующие структуры власти оценивают активы всех акционерных обществ России и полностью выкупают у них все Российские акции, как внутри страны, так и за рубежом. Все, акций в России больше нет, а если какие и остались, то они уже ничего не стоят! Очевидно, что такой процесс потребует времени, отведем на это год, больше не надо, как говорится, «кто не спрятался, я не виноват». После проведения национализации требуется провести обратный процесс — приватизацию. Выбранная Народом Власть выставляет на аукционные торги, национализированные предприятия, но торгуют уже не акциями, а реальной долевой собственностью. Начальной ценой аукциона является цена, за которую было выкуплено то или иное предприятие. В обязанность власти входит назначение своего уполномоченного на все предприятия и банки России, не исключая даже мелкие предприятия индивидуальных предпринимателей. Именно этот уполномоченный и занимается торгами на данном этапе проведения экономической реформы. Причем, в продажу поступает не больше 40 % собственности предприятия, остальные 60 % остаются в собственности власти.

На втором этапе приватизации уполномоченный занимается продажей долевой собственности предприятия его работникам по ежегодно фиксируемым ценам и не более определенной (и равной) доли для каждого работника предприятия. Доля на одного работника рассчитывается из условия, что 10 % собственности предприятия должна принадлежать его трудовому коллективу. Работник вправе сразу выкупить свою долевую собственность, сделать это постепенно за время работы на предприятии, или не выкупать вовсе. Таким образом, в управлении Народа и выбранной Народом власти остается, как минимум, 60% собственности предприятия, включая все его активы, а стало быть, уполномоченный от власти вместе с работниками предприятия могут заблокировать любые решения крупных собственников. Все вопросы деятельности предприятия и распределения его доходов (или убытков) решаются собранием собственников, в том числе, уполномоченного властью и представителей трудового коллектива. Только это собрание вправе принять решение об уменьшении доли всех или части собственников с целью привлечения новых инвестиций. При выходе на пенсию долевая собственность остается за бывшим работником. Вновь принятые работники после отработки определенного срока (например, трех лет) имеет безоговорочное право выкупить свою долевую собственность предприятия у уполномоченного властью. Любой владелец долевой собственности вправе свободно торговать принадлежащими им долями собственности предприятия. В конце концов, рынок сам решит, какое распределение собственности является оптимальным для каждого конкретного предприятия. Как видите, уважаемый читатель, мы с Вами смогли поделить собственность всей страны спокойно и эволюционным путем, без использования такого вредоносного и свойственного революциям принципа «отобрать, и поделить».

Вот теперь можно поменять и всю властную вертикаль, не трогая лишь самые верха. Эти верха помогали нам в построении свободного анархического общества и вполне заслуживают уйти из власти спокойно (в соответствии с новой конституцией). Ну а всех остальных надо сначала снять, а потом выбрать новых (можно выбрать и тех же, если они того заслуживают). ВСЕ! Свободное анархическое общество в основном построено, осталось лишь отшлифовать и отполировать его. Вот теперь граждане нашей страны стали действительно свободными людьми, хотя и властные структуры остались! Основная обязанность всех оставшихся властных структур — исполнение функций третейского суда. Другими словами, власть обязана поддерживать конституционный порядок в стране. При осуществлении этой обязанности власть вправе применить даже силу к «особо упертым» и тем самым заставить их отдать в бюджет страны все «свободные» финансовые излишки. Сделать это трудно, но можно. Если средства гражданина России вложены в Российские предприятия или банки, они охраняются законом России, а доходы от вложения этих средств облагаются прогрессивным налогом (от 10 % до 50 % в зависимости от суммы вложенных средств). Нижний предел вложений, доходы от которых облагаются десяти процентным налогом, составляет сто минимальных размеров заработной платы (доходы от вложения меньше нижнего предела налогом не облагаются). Верхний предел вложений, доходы от которых (и выше которых) облагаются пятидесяти процентным налогом, составляет пятьсот минимальных размеров заработной платы. Таким же налогом облагаются и доходы, полученные гражданами за счет своей трудовой деятельности (подоходный налог). В этом случае нижний предел составляет минимальный размер заработной платы, а верхний — сто минимальных размеров заработной платы. Если средства выведены за рубеж, они охраняются законами уже иностранных государств, а доходы от них облагаются уже большим налогом (от 10 % до 90 % в зависимости от суммы вложенных средств). Нижний и верхний пределы иностранных вложений, доходы от которых облагаются налогом, такие же, как и для Российских вложений.

Средства, вложенные в Российские предприятия и банки, при их банкротстве полностью возмещаются из бюджета страны. В этом случае, власть по решению суда может произвести конфискацию имущества уполномоченного обанкротившегося учреждения и его ближайших родственников в бюджет страны. Уполномоченный, в свою очередь, вправе истребовать у власти финансовую помощь или иные компенсирующие мероприятия, если ухудшение экономического положения порученного ему в управление учреждения не связано с его непосредственной деятельностью, или уйти в отставку. Если уполномоченный не справляется со своими обязанностями, власть вправе заменять его в любое время. В свою очередь, уполномоченный вправе обратиться в суд для отмены постановления власти и восстановления в должности, если он не согласен с ее решением и нарушены его права. Всякая собственность (земля, недвижимость, художественные произведения и ювелирные изделия, транспортные средства, и т. д.) свыше определенных Законом размеров облагается ежегодным прогрессивным налогом (от 0,1 % до 10 % ее стоимости, в зависимости от ее размера). Средства от налога на собственность направляются в бюджет страны (Федеральный, региональный и местный). Вот и, получается, хочешь владеть шикарной яхтой, владей на здоровье, только плати в бюджет страны ежегодно 10 % ее стоимости, ну а домик в деревне станет доступен каждому гражданину России. Только таким способом можно отобрать у много имущих «свободные» излишки финансовых средств. Как видите, уважаемый читатель, и с этой задачей мы справились без каких-либо революционных преобразований. Много имущим это, конечно, не понравится, но и у них есть два выхода из этого положения, либо стать средне имущим, либо отказаться от гражданства России и отправиться за рубеж. Автор, более чем уверен, что отказников от гражданства России много не найдется, если кто и найдется, туда ему и дорога.

При проведении всех этих реформ не следует забывать, что современное Российское общество является сословным обществом. Российский народ сегодня, слава Богу, еще не превратился в общество потребления. Ну а раз так, значит наше общество сословно (общество потребления несовместимо с сословным обществом в принципе). Свои минусы есть и в сословном обществе, но ничего очень страшного в них автор не видит. Традиционное сословное общество — это патернализм, жестко заданное «потребление по чину», аскетизм низших сословий, серая скромность мещанства и роскошь немногих на вершине социальной лестницы. Мораль потребительского общества принципиально иная — в нем образ жизни и уровень потребления диктуются только финансовыми возможностями человека. Перестройка и Ельцинская революция декларировали разрушение сословий, ну а сейчас все возвращается «на круги своя». Привилегированные сословия начали возвышаться над законом и подчиняются сегодня только одному «Земному Богу» — премьер-президенту. Буквально кричащая дистанция в уровнях доходов и образе жизни верхов и низов, открыто декларируемое презрение «грандов» к «быдлу» — все это свидетельствуют об утверждении в современной России сословного порядка вещей. Ну и Бог с ними, с грандами, со временем мы доберемся и до них, но вот в начальный реформенный период построения анархического общества трогать их не нужно. В противном случае мы можем встретить ожесточенное сопротивление, а нам это совсем не нужно.

Ну а теперь поговорим о размерах собственности, не облагаемой налогом. По мнению автора, этот размер проще всего определить в денежном выражении — два миллиона современных рублей или двадцать тысяч после реформенных рублей. Такой размер собственности примерно соответствует шести соткам земли с одноэтажным домом на ней (6 на 6 метров) или однокомнатной квартире в Санкт-Петербурге. Для транспортных средств этот размер можно уменьшить раза в два (уж больно много машин на улицах сегодня развелось), а для художественных произведений и ювелирных изделий — еще в два раза (до 500 000 современных рублей, что соответствует ~ 250 граммам ювелирного золота). Верхний предел собственности, облагаемой 10 % налогом, по мнению автора, должен составлять 100 000 000 современных рублей. Таким образом, мы начинаем бороться не только с олигархами, но и с модницами, и даже со «скупыми рыцарями». Хочешь жить хорошо и красиво, плати в бюджет страны, тем самым поможешь жить лучше всем остальным гражданам России. При этом представители среднего класса платят только ежемесячный подоходный налог со своей заработной платы, ежегодные налоги на долевую собственность и с дохода от банковских вкладов. Все банки России обязаны ежегодно выплачивать часть доходов от оборота вложенных в них средств, всем своим вкладчикам. Минимальный размер банковских ставок и минимальный размер заработной платы граждан на следующий год определяется Центральным банком России и публикуется до 30 ноября текущего года. Средства от подоходного налога и с налога на долевую собственность направляются в бюджет страны (Федеральный, региональный и местный). Средства с налога на доход от банковских вкладов направляются в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Кроме того, туда же ежемесячно направляются и финансовые средства Работодателя (не более 20 % от заработной платы работника). Вот так все это представляется автору, кое в чем он наверняка ошибается, но «никогда не ошибается только тот, кто ничего не делает». Автор не полагает себя современным теоретиком анархизма, но вот Вашим современником и неглупым человеком, который не ленится лишний раз подумать об интересующих его вопросах, считать себя он вправе.

А для Вас, уважаемый читатель, у автора созрела довольно интересная мысль. Давайте вместе «забацаем» анархическую конституцию, слово «напишем» здесь явно не подходит. Сегодня в России за это, слава Богу, не сажают. Как говорится, «один ум хорошо, а много — лучше». Причем, во столько же раз, во сколько «один» отличается от «много». Если Вас это заинтересует, и Вы начнете посылать свои мысли по данному поводу на сайт, автор обязуется открыть новую страницу под названием «Новая Конституция». Эта страница станет хорошим заделом на наше анархическое будущее. Автор нисколько не сомневается в таком будущем, рано или поздно, но человечество к нему придет! Или не придет, но тогда все закончится значительно хуже — закатом и гибелью современного человечества. Так в истории человечества уже случалось, и не один раз. Подумав еще немного, автор решил открыть эту страницу прямо сейчас. Если страница будет пустой, эта пустота перед глазами будет немым укором для Вас всех, уважаемые читатели! Автор так и напишет: «Новая Конституция», пробел, «НЕМОЙ УКОР». Прошло время, а «НЕМОЙ УКОР» продолжает украшать первую страницу Новой Конституции. Неужели это никому не интересно? По-видимому, автор не справляется со своей должностью вершителя, как это ни грустно. Ну что ж, значит не судьба!