Homo Argenteus: Социология

Менталитет русского народа

Менталитет русского народа

Вопросы идентификации русского народа и его менталитета уже поднимались на этом сайте. Однако сегодня автор понял, что этого недостаточно. 135 лет назад родился французский психолог и нейропсихиатр Анри Валлон, который, опираясь на труды знаменитого швейцарского психолога Карла Юнга, ввел понятие менталитета. Произошло это в 1928 году. Сегодня этот термин употребляется повсеместно. Автору на глаза попалась очень интересная статья Игоря Лебедева «Духовные скрепы руссов», где тот обрисовал не только менталитет русского народа, но и обозначил их (по мнению автора, очень правильно) «духовными скрепами». Итак, пробежимся по тексту данной статьи и выделим особенности менталитета русских в том же порядке, что и у Лебедева.

1. Примат совести над личной выгодой. И дело здесь не в том, что каждый русский живет исключительно «по совести». Конечно, нет. Не всем и не всегда удается жить по совести, и мы все отлично знаем об этом. Дело в другом — каждый русский знает об этом принципе, старается жить в соответствие с ним и умеет корить себя за слабости и отступления от него. Для представителей же Западной цивилизации приматом является выгода, хотя каждый из них прекрасно осведомлен о наличие у человека совести, и по возможности старается поступать в своей жизни согласно этой самой совести.

2. Примат человека над законом. Всякий человек выше и важнее, чем написанный кем-то закон. Это коренная особенность менталитета русского народа. И в этом есть свои плюсы (например, невероятная внутренняя свобода) и свои минусы (например, взяточничество). На Западе же закон всегда стоял выше человека. И это тоже объяснимо. Если у людей СВОБОДА стоит на первом месте, организовать их сообщество при отсутствии регламентирующих «все и вся» законов — просто невозможно. Отсюда и зародились «правовые государства». У русских же на первом месте стоит РАВЕНСТВО в возможностях.

3. Примат мудрости (здравого смысла) над формальными правилами. Для русских мудрость важнее, чем соблюдение закона. Это важнейший критерий, отличающий нас от всех западных народов. Да, на Западе куда лучше умеют обустроиться — более комфортно, более удобно, более рационально. Но к мудрости это никакого отношения не имеет. По-настоящему мудр тот народ, который способен заставить себя пойти на огромные лишения для выполнения какой-то общезначимой задачи. Именно этим и отличается история России от истории Западного мира.

4. Примат простоты над сложностью. Характерная особенность русских — это стремление к простоте, а соответственно, и к ясности понимания. Все заумное и сложное воспринимается русскими с некоторым подозрением. Если оно не простое и ясное — значит, не истинное. Отличительная особенность подавляющего большинства наших технических достижений — в оригинальности, неожиданности и простоте решения. Примеров можно привести множество. Впрочем, то же самое можно сказать и о любом другом народе. По-видимому, это общее свойство человечества.

5. Примат истины над силой. Русские — сильный духом народ, они уважают силу, но при этом истину считают выше. Вспомним русскую поговорку с издевательским подтекстом: «сила есть — ума не надо». Совсем по-другому устроены Западные жители, для них «у кого сила, тот и прав».

6. Примат общего над личным, общинность. Русские понимают и признают, что интересы общего важнее, чем их личные. Русские — коллективисты по своей натуре, в отличие от представителей Западной цивилизации — сплошь и рядом индивидуалистов. Коллективизм русских можно описать такой фразой: «Я отношусь ко всякой индивидуальности ровно так же, как к своей собственной, но требую того же от всех окружающих». Как известно, «что у трезвого на уме, у пьяного на языке». А главным вопросом пьяного русского мужика является вопрос: «ты меня уважаешь?»

7. Примат личностного над официальным в отношении к начальству. У русских всегда была и есть выраженная потребность в уважении к начальству — и, прежде всего, к государственному лидеру. В ответ на наше уважение и подчинение мы ожидаем от него любви и заботы о нас. Даже само русское слово «начальник» говорит о его первичности («начало»). Именно поэтому соблюдение законов для русских напрямую связано с примером, подаваемым начальством. Это — очень женская черта русского характера. По-другому эту черту национального характера можно назвать патернализмом. Мы не всегда признаемся в этом, но это действительно так. Совсем по-другому относятся к начальству представители Западной цивилизации, для них любой начальник — это, прежде всего, ограничитель личной свободы.

8. Примат внутренней свободы над внешней. Да, у нас всегда были проблемы с внешней свободой. Однако при этом, русские — самый внутренне свободный народ на земле. Побывавший в России в 1917 году, английский писатель Соммерсет Моэм написал: «Преимущество русских перед нами состоит в том, что они в гораздо меньшей степени, чем мы, рабы условностей. Русскому никогда не придет в голову, что он должен сделать то, чего не хочет, только потому, что так положено. Веками он достаточно спокойно терпел угнетение оттого, что, несмотря на политический гнет, лично он был свободен. Русский обладает гораздо большей личной свободой, чем англичанин. Он не связан условностями».

9. Примат понимания перед самоутверждением. Или иначе, наличие смирения, связанного как с присущей нам мудростью, так и с внутренней свободой. Русские думают, прежде всего, своей душой, а не разумом. Если душа решит, что надо утверждаться, русский непременно начнет это делать, ну а, если — нет, то смирится.

10. Примат идеалов над реальностью. Только русские рассматривают реальность, как нечто вторичное от идеалов. Для нас реальность, это обычная жизнь, а вот идеалы — это да! Русские — идеалисты по своей природе. Мы потому до сих пор не можем успешно устроиться на Земле, что считаем эту задачу недостаточно идеальной. В силу этого у нас слабо развито производство потребительских товаров. Нам попросту скучно это делать. Мы и в Запад верили больше чем в себя потому, что его идеализировали. Он нам казался более близким к идеалу, чем родная земля. Слава Богу, это время закончилось.

11. Примат долга над удовольствием. Удовольствие и долг — главные, ключевые категории человеческого бытия. В их соотношении и заключается основной философский вопрос нашей жизни. Что важнее? Чему следует служить? Разумеется, русские не менее любят отдаваться удовольствиям, чем остальные, но долг для них важнее. Пусть даже в глубине души. Есть такое выражение: «Делу — время, потехе — час», очень русская поговорка. В отличие от других народов, русские в глубине души признают превосходство долга над удовольствием. И жить по этому принципу очень трудно. Особенностью русской цивилизации является постоянное колебание между духовными и материальными ценностями. На Западе же удовольствия всегда были выше долга.

12. Примат переимчивости над самостью (способность усваивать чужое и делать его органическим, своим). Русские не считают себя выше других, и потому позволяют себе учиться. Если русский находит удобной для себя чужую идею, разработку, то тут же начинает ее использовать так, как будто только что сам придумал. Смущений, метаний, стыдливости у русского нет, русский ощущает себя мастером, у которого весь мир — мастерская, и который может брать на вооружение любой понравившийся инструмент и делать из него что-то свое. Русские форматируют реальность под себя, используя окружающее пространство как инструментарий. Именно по этой причине так тяжело у нас внедряется закон о правообладателях.

13. Примат справедливости надо всем вообще. Справедливость — главная религия русских. Именно поэтому русские приняли Православие, это более справедливая религия, чем любые другие. Даже милосердие для русских является проявлением справедливости. В общем случае, справедливость у всех своя, европейцы, например, всегда считали справедливым порабощение других народов. Узкий национализм восточных народов всегда приводил к тому, что в любой спорной ситуации они считали правыми только своих. И лишь у русских справедливость включает не только объективную истину, но и милосердие, гуманность.

14. «Пофигизм» на грани фатализма, или, как кто-то ернически выразился: «народ, которому все по фигу, победить нельзя». Этот самый «пофигизм» следует как раз из нашей Веры в Судьбу и Справедливость.

15. Русский не знает границ, он все делает «до упора». И в труде, и в пьянке, и в любви. Очень важная особенность русских.

16. Для русских, верность — одна из самых важных добродетелей. В частности, верность лидеру. Русские до сих пор рассуждают о верности бывшим нашим союзникам, всяким там болгарам да сербам (между прочим, обязанным нам не только своей свободой, но и жизнью). Хотя те о всякой верности давно позабыли, продав ее, даже не за помощь, нет! — за формальную благосклонность Запада.

17. Готовность к бескорыстному самопожертвованию. Русские жертвует собою во имя идеалов. Это свойство особенно сильно проявляется у русских женщин, и куда чаще, чем многие думают.

18. Примат внутреннего содержания над внешней формой (нежелание преподнести себя в выгодном свете). В силу этой особенности русские не улыбаются всем подряд, как американцы, но лишь тем, кому хочется. Тут мы очень далеко отстоим от Запада. Западная Европа столетиями доказывает всему миру, что она лучшая. Хотя это достаточно спорное мнение, особенно принимая во внимание средства, которыми это достигалось. Кстати, именно в силу этого обстоятельства мы всегда проигрывали в информационных войнах.

19. Русский человек — это образ и подобие Божие, а не совокупность экономических и общественных отношений. Это свойство впитывается каждым русским с молоком матери. Героизм — часть нашей культуры, хотя героев среди русских не так и много. Но каждый русский знает о них и ориентируется на них. На Западе же отношение к героям всегда было настороженным, да таким и осталось.

20. Специфически-русское отношение к инородцам. На уровне сознания мы подчас смотрим свысока на тех же таджиков или кавказцев — дикари, что с них взять? Но если они относятся к нам с пониманием и доброжелательно, мы подсознательно начинаем относиться к ним точно так же. Любой же инородец, при всей его невероятной обязательности по отношению к землякам, с легкостью кинет русского, если будет считать себя находящимся в более сильной позиции. Никаких моральных терзаний при этом испытывать он не будет. Главный русский критерий отношения к инородцам прост: уважаешь нашу культуру, наши традиции, нашу власть, обычаи и законы, готов их придерживаться — значит, ты свой. Это типично русское отношение. Западные люди, при всем их напускном уважении к закону и лозунгах про равенство и братство, относятся к любым инородцам очень высокомерно, и в глубине души, и на поверхности. «Западная Европа с давних времён влекла к себе массу различных племен, и к тому историческому моменту, когда французы, англичане и немцы начали создавать свои государства, на землях, где воздвигались эти государства, жило великое множество различных этносов — кельтских, балтийских, славянских и т.д. Их имелось не меньше (если не больше), чем на территории России. Однако в течение веков они были стерты с лица земли посредством самого жестокого давления со стороны трех господствующих этносов или даже прямого физического уничтожения. Сравнение даже в самых общих чертах этнической истории стран Запада с этнической историей России показывает, что даже в ее центральной части на протяжении веков жили, росли и крепли вроде бы совсем «чужие» русским народы — башкиры, коми, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши и др., а на окраинах столетиями сохранялись даже и самые малочисленные этносы в несколько тысяч или даже в несколько сот человек. На Западе же многие десятки народов либо вообще исчезли, либо превратились к нашему времени в своего рода этнические реликты (как шотландцы, валлийцы, бретонцы, гасконцы, лужичане и др.). Ныне только два народа, живущие на территории крупных западноевропейских стран, продолжают отстаивать себя, как еще живые силы — ирландцы (в британском Ольстере) и баски (в Испании и Франции). Много лет они ведут борьбу за элементарную национальную автономию» (Вадим Кожинов).

21. Особый, синтетический менталитет, органически объединяющий как западную рациональность, так и восточную духовность. Нахождение в метафизическом центре между Западом и Востоком ведет к особому стереоскопическому, объемному зрению русских на все проблемы. У нас особенный, и чаще всего наиболее трезвый, разумный и глубокий взгляд.

22. Самоирония. Длительный и сложный процесс развития нашей культуры привел к тому, что у русских выработалось своеобразное, двойственное отношение к самим себе. Прежде всего, мы обожаем себя поругать. И то у нас плохо, и это… А уж сравнить, как оно в «цивилизованных странах» — вообще святое дело. Однако в критических ситуациях все это куда-то испаряется, тогда русские умеют забыть о своих недостатках, вспомнить о достоинствах и объединиться.

23. Советское наследие. Вы можете, как угодно к нему относиться. Но это у нас было, и это нас объединяет. Это тоже делает нас непохожими на других. Это в нас до сих пор живет.

24. Примат мудрости над самостью в характере русских женщин. Наши женщины — самые красивые в мире. Это общепризнано. Конкурировать с ними (по моему скромному мнению) могут разве что креолки и украинки, но у тех ужасный характер. Характер нации более всего проявляется в характере женщины, и наоборот. Вот что пишет о русской женщине Вальтер Шубарт в монографии «Европа и душа Востока»: «Когда инстинктивно азиатская склонность к женской сущности встречается с осознанно христианским уважением к ней, можно ждать удивительных результатов. Итогом такого совпадения, которое не повторялось нигде и никогда на земле, стала русская женщина. Это одна из немногих счастливых случайностей на нашей планете. Многие из тех, кто был в России, выносят оттуда впечатление, что русская женщина обладает более высокой ценностью, чем русский мужчина. Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в «синий чулок». С француженкой ее роднит духовная живость, без потуг сострить; она обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине. У нас есть серьезные основания для надежды, что русский народ спасет именно русская женщина».

Все перечисленные выше пункты автор разделяет и поддерживает, но хочет добавить сюда еще кое-что (тем более что и сам Лебедев просит об этом). И самым первым пунктом он поставил бы русский язык. Мозг любого человека при воспроизведении речи на различных языках реагирует только на два языка, будто знает их, даже если сам человек никогда не имел с ними дело. Это — арабский и русский языки. На основании этого исследователь языков Николай Николаевич Вашкевич сделал вывод о том, что эти языки являются системными языками мозга, а значит их восприятие «встроено» в самые глубокие уровни бессознательного всех людей («Системные языки мозга»). Главной особенностью русского языка является то, что он единообразен на огромной территории. Даже если где-то на Вологодчине «окают», а в Москве «акают», то все равно люди друг друга понимают. В то же время, например, в Англии два человека (с юга и севера) просто не понимают друг друга, потому что говорят на совершенно разных языках. Именно единообразный язык позволял эффективно сосуществовать людям на огромной территории России. Реальность существует изначально и независимо от нас, но то, какой мы ее видим, зависит от наших качеств. Реальность многогранна и раскрывается наблюдателю только той стороной, которую он способен увидеть. Раз, практически все жители нашей Земли воспринимают русский и арабский языки, как что-то знакомое, значит, эти языки предшествовали всем остальным языкам, а русские и арабы — древнейшие народы Земли. Китайцы и японцы — тоже одни из наиболее древних народов мира, но они представляют собой иную расу. То же самое можно сказать и об индейцах.

Ну а вторым пунктом автор бы поставил самодержавие (самоуправление) как самая оптимальная для русских модель управления социумом. При самодержавии народ сам себя держит, т.е. самоуправляется (в том числе, и с помощью выбранного князя или монарха), а признаком истины в исконно русском самодержавном праве было Единое (стопроцентное) мнение Мира, или Копы. Копа — древнеславянское собрание Сходотаев (выборных глав поселений). Для славян мнение Копы было высшим духовно-нравственным ориентиром. Русские люди говорили: «Мирская слава сильна», «Мир запоет, так камень треснет», «С миром не поспоришь», «На мир и суда нет», «Мир селен и несокрушим», «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Что миром положено, так тому и быть».Значение слова «Копа» можно понять, вспомнив такие понятия, как «скопом», «совокупность», «скопище», «копна», обозначающие что-то единое, состоящее из множества частей. А понятия «копать», «докопаться» (до истины) показывают, что истину можно достичь только при условии совпадения мнений всего собрания (а не большинством голосов, как принято сейчас). Достичь единого мнения у собрания различных людей очень не просто, но дело того стоит. А что мы видим сегодня? Половина собрания плюс один человек проголосовала за одно, а другая — за что-то другое и зачастую прямо противоположное. В результате все сообщество должно подчиняться мнению только одной половины (а другая половина этого не хочет), и вместо объединения народа мы получаем его разъединение. Например, после принятия нашей Думой закона об ограничении курения, русское общество разделилось на две половины — курящих и некурящих. Первые как курили, так и продолжают это делать, вторые — борются с нарушителями закона. И зачастую дело доходит до мордобоя. Вот Вам пример демократического централизма во всей его красе.

Ну а на третье место автор поставил бы анатомические особенности русских. У них сильнее развито правое полушарие мозга, отвечающее за эмоции, а не за логику, поэтому русские часто не рациональны. Эта особенность русского менталитета наглядно видна в планировании, например, семейного бюджета. Если немец педантично рассчитает все расходы, вплоть до покупки салфеток, на месяц, полгода и даже на год, то русскому человеку чужд размеренный уклад жизни. По той же причине у русских нет традиций «кровной мести», так как отходчивость — одна из черт русского менталитета. Мы способны не только забыть сиюминутный конфликт, но и перетерпеть серьезные обиды. Достоевский выразил это так: «… и весь народ русский готов забыть целые муки за одно ласковое слово». Оттуда же проистекает и социальный конформизм русских. Мы любим, чтобы все было «как у людей», заботимся, чтобы о нас не подумали плохо. Сатирик Михаил Задорнов замечает: «Только русская женщина, выезжая из гостиницы, убирает в номере до прихода уборщицы». Ну а по образу действий русских можно назвать консерваторами. Мы с недоверием воспринимаем новшества и долго подступаемся к ним, прежде чем принять в свою жизнь. Ко всему прочему, русские мечтательны и всегда надеются «на чудо». Вспомните русские сказки, а ведь именно на них воспитываются все новые и новые поколения русского народа. И все эти черты национального характера являются следствием образного и эмоционального восприятия жизни правым полушарием головного мозга.

Ну а, геополитические особенности жизни русских автор бы поставил только на четвертое место (очень многие ставят их на самое первое место). Да, русский менталитет складывался и под влиянием богатства ландшафтов природы и резко контрастного климата. Затяжные холода и морозы, длящиеся чуть ли не полгода, сменяются пышным расцветом растений и знойной жарой. Историк Валерий Ильин считает, что в этой мощной амплитуде колебаний погодных условий в течение одного сезона заключается секрет маятника русского характера: «упадок сменяется невероятным подъемом, долгая депрессия — огромным всплеском оптимизма, апатия и вялость — приливом сил и вдохновения». Русские в прошлом занимались сельским хозяйством — зимой они «сидели на печи», а летом — очень интенсивно работали (лето короткое, а чтобы прожить до следующего сезона, успеть надо многое). Именно этот маятник позволяет русским собраться с силами, когда им приходится особенно туго. Западным жителям понять это не суждено, вот и сегодня они пытаются разрушить Россию с помощью экономических санкций, а получается все наоборот. Русские становятся только сильнее. Сюда же можно отнести и особенности исторического развития русской цивилизации. Среди этих особенностей можно отметить следующие:

1. Частые, большей частью оборонительные войны (примерно 2/3 своей истории наши предки воевали). Отсутствие естественных границ, открытость, равнинный характер местности постоянно привлекали завоевателей. Необходимость обороны диктовала нужду в централизации всех полномочий в руках главы государства. Большая часть национального дохода уходила на армию и производство оружия. Соответственно, на развитие хозяйства, культуры и прочего оставалось немного средств.

2. Основой для России всегда был мобилизационный путь общественного развития. В отличие от стран Западной Европы, которые развивались эволюционно, в России государство сознательно вмешивалось в механизм существования общества для выхода из застойного положения, кризисов или для ведения войны, т.е. систематически обращалось к насилию. По-другому не могло быть, поскольку только сильное Российское государство могло защитить народы от завоевания или уничтожения.

3. Постоянное расширение территории. Вплоть до 1991 г. за редким исключением территория нашей страны неуклонно увеличивалась. Расширение осуществлялось через освоение новых пустующих земель. Непрерывная колонизация оказывала огромное воздействие на развитие государства. Наличие территории, на которую всегда можно уйти от притеснений имело своим следствием запаздывание социального развития государства. Экстенсивный путь развития означал низкий уровень развития технологии и сырьевую направленность хозяйства. Время от времени наблюдалось добровольное присоединение к России (Украина, Грузия и т.д.), но чаще все же Россия расширялась в результате насильственного присоединения (путем войн, либо угрозы войны — например, Казанское и Астраханское ханства, Сибирь и т.д.).

И это тоже объяснимо. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения. Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное (а иногда и физическое) упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому русские часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы, а порой и поколачивают друг друга. Кулачные бои между двумя деревнями — излюбленное занятие русской молодежи, как в прошлом, так и в настоящем. При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: русскому человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Русский всегда спорит на победу».

Заключить же эту главу можно словами А.А. Есюниной («Особенности менталитета русской нации»): «в Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого. Своеобразие русской природы, ее капризы и непредсказуемость отразились на складе ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. Суровость и скупость природы России научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским издавна наряду с земледелием приходилось заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Также стоит отметить наклонность русских дразнить счастье, играть в удачу. В.О. Ключевский назвал это качество «великорусским авосем». Жить в непредсказуемых российских условиях можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, составленном на основе опроса журнала Reader´s Digest, проведенного в 18 европейских странах в феврале 2001 г., это качество у россиян оказалось на первом месте». Автор согласен с этим выводом. И по его мнению, самой главной чертой русского характера является стремление жить «на авось» и «на халяву». Так что, как бы не пыжились сегодня хохлы, называя себя Великими Украми, судя по их повадкам, они такие же русские, как и мы с Вами.